Роль личности в истории. Фотограф новорожденных в Нижнем Новгороде Надежда Кадылкина

   Каждой будущей мамочке известно, что шкала Апгар представляет собой балльную оценку состояния новорожденного малыша в течение первых минут жизни. 

   Эта оценка складывается из баллов по пяти клиническим признакам. Первый —  сердцебиение. При частоте в 100-140 ударов младенец получает 2 балла, при более редком сердцебиении — 1 балл, при его отсутствии — 0 баллов. На втором месте — дыхание: 2 балла — за активное, 1 балл — за нерегулярные дыхательные движения и 0 баллов — за их отсутствие. Третий признак — рефлекторная активность (ответ на физическую стимуляцию). Оценка реакции младенца на отсасывание катетером слизи из дыхательных путей и раздражение подошв его стоп. Новорожденный, который при этом кашляет, отворачивается от катетера, отдергивает ножку, получает 2 балла. Если реакция ограничивается гримасой — 1 балл, а при ее отсутствии — 0 баллов. Четвертый признак — мышечный тонус. Активный младенец с фиксированными конечностями получает 2 балла, при сниженном тонусе — 1 балл, а при отсутствии мышечной активности — 0 баллов. И, наконец, последний критерий — окраска кожного покрова. Если вся кожа младенца розового цвета, то оценка составляет 2 балла, что означает достаточное насыщение кислородом. Если наблюдается цианоз конечностей, то это расценивается как 1 балл, а тотальный сине-серый цвет оценивается в 0 баллов. Таким образом, наибольшее количество баллов для новорожденного может быть 10.

   По баллам можно судить о здоровье новорожденного малыша, понять, нужна ли ему реанимация. Чем меньше баллов, тем внимательнее должен быть персонал к новорожденному. Чем выше количество баллов, тем меньше вероятность проблем со здоровьем младенца сразу после рождения.

   На сегодняшний день, оценку по шкале Апгар дают каждому новорожденному малышу в какой бы части земного шара он ни появился на свет. Но мало кто знает, что в названии шкалы увековечена фамилия талантливой женщины, благодаря которой врачи получили простой и информативный инструмент, который помогает спасти детские жизни. Что нам известно об авторе шкалы Апгар и как появилось столь важное для акушерства и неонатологии открытие?

   Автор бальной оценки новорожденного малыша — Вирджиния Апгар —  не была неонатологом или педиатром. Ее специализацией была анестезиология. Свою систему оценки Вирджиния разработала, чтобы изучить влияние анестезии матери на младенца.

   Вирджиния Апгар родилась в 1909 году в небогатой американской семье. Ее отец занимался торговлей, а в свободное время увлекался астрономией и музыкой, любил мастерить. В подвале дома он соорудил лабораторию, а на чердаке поставил телескоп. Вирджиния писала, что выросла в семье, которая никогда не сидела сложа руки. Отец рассказывал ей о научной работе, научил различать созвездия, играть на скрипке и виолончели.

   Именно музыка открыла дорогу Вирджинии Апгар к образованию. В семье не хватало денег, но за музыкальные успехи Вирджиния была удостоена стипендии на обучение в колледже. В 1929 году, во время мужского шовинизма, она поступает в Колумбийский университетский колледж терапии и хирургии. На курсе было 4 женщины и 69 мужчин.

   Едва Вирджиния приступила к учебе, в стране произошел обвал биржевого рынка, повлекший за собой Великую депрессию 1930-39 годов, ставший препятствием для получения образования. Для оплаты за обучение Вирджинии пришлось одолжить деньги у знакомых. В 1933 году она стала обладательницей диплома о высшем медицинском образовании, заняла четвертое место в своем классе. К этому прилагались долг в 4000 $ и трудности с поиском жилья и работы.

   Не смотря на успехи в хирургии, Вирджиния Апгар рано осознала, что ей невозможно в полной мере проявить себя в этой преимущественно мужской по тем временам профессии. В своей книге «Симпатия и наука» Морантц-Санчез писала о медицинской бюрократии в лице врачей-мужчин, которые неформально лимитировали участие женщин в ряде специальностей, но Вирджиния Апгар никогда не высказалась о том, как ей удавалось преодолеть дискриминацию. 

   В 1936 году Вирджиния приступила к анестезиологической практике в Колумбийском пресвитерианском госпитале. Для приобретения профессиональных навыков она прошла курс обучения под руководством ведущего в тот период специалиста — доктора Ральфа Уотерса. Апгар снова столкнулась с дискриминацией женщин-врачей: серьезной проблемой для них, в отличие от мужчин, были трудности с размещением в общежитии, в связи с чем многие из них бросали учебу. Тем не менее, ее трудности не смутили, а обучение вдохновило Вирджинию на изучение и разработку проблем анестезиологии. В 1938 году она возглавила отделение анестезиологии. В 1939 году Вирджиния Апгар сертифицируется Американским Обществом Анестезиологов (ASA) и становится второй женщиной, получившей диплом ASA. А в 1949 году становится первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже. Все свои усилия Вирджиния Апгар направила в область акушерской анестезиологии, которая в этот период являлась одной из наиболее активно развивающихся специальностей

   В начале 50-х годов уровень рождаемости в США резко вырос, что ознаменовало период, названный в последствии Baby Boom. В этот период в осознании большинства произошел перелом: домашние роды признали опасными, большинство женщин стали рожать в условиях стационара. Необходимость более совершенной помощи в родах женщинам и новорожденным стала очевидной. Статистические данные показали, что наибольшее число неонатальных потерь происходит в первые сутки после родов, что вызвало необходимость и важность исследований этого периода жизни ребенка. В родильном зале у Вирджинии Апгар новорожденный малыш стал полноправным пациентом, в оценке его здоровья и оказании при необходимости медицинской помощи, принимали участие акушер, анестезиолог и педиатр. Младенец стал рассматриваться как второй пациент в родильном зале, а не как часть матери. 

  Вирджиния Апгар говорила: «После целых девяти месяцев наблюдения за матерью, необходимо хотя бы минуту уделить ребенку».  

   Идея создания способа определения состояния новорожденного малыша возникла у Вирджинии в одно памятное утро, когда сотрудники кафедры анестезиологии обсуждали план на предстоящий день. Один из студентов спросил у Апгар — как следует оценивать состояние младенца при рождении? Она набросала на листке основные параметры, которые необходимо определить у новорожденного, а сама поспешила в родильное отделение, чтобы применить на практике доступные и легко измеримые характеристики. Вирджиния Апгар оставила всего пять параметров в своем списке, по которым медицинский персонал мог бы объективно определять состояние новорожденного непосредственно в родильном зале (сердцебиение, дыхание, состояние рефлексов, мышечный тонус и окраску кожного покрова). Вскоре она установила, что критическим временем для оценки состояния новорожденного являются первые 60 секунд от момента рождения, когда младенец должен начать самостоятельно дышать, то есть первая минута жизни.

   В 1953 году Вирджиния Апгар опубликовала доклад «Предложения по новому методу оценки новорожденного младенца». Внимание обращали на 5 важных параметров, за каждый можно было получить максимум 2 балла. Такой удобный метод оказался востребованным многими лечебными учреждениями. Но Вирджиния Апгар едва ли могла себе представить, что ее нововведение станет стандартом в медицинской практике. Внедрение этого метода стало важным этапом в становлении неонатологии, поскольку позволило количественно охарактеризовать состояние жизнеобеспечивающих систем организма новорожденного.

   Как ученый Апгар продолжила свое исследование. В 1958 году ею были получены данные о 15 348 младенцах. Спустя шесть лет от начала сбора материалов, она доказала, что при подобной оценке возможно предсказать необходимость проведения реанимационных мероприятий. Специалистами было признано, что ее метод является точным, объективным и достаточно легким в обучении и применении в повседневной практике. Своевременная терапия, основанная на использовании шкалы Апгар, позволила улучшить показатели выживаемости младенцев. Персонал отделений новорожденных получил универсальный язык общения, доступный для понимания каждому.

   Педиатр Джозеф Баттерфилд предложил использовать фамилию АПГАР как мнемоническую формулу, понятную для англоязычных стран, где:

  • A — appearance — окраска кожи; 
  • P — pulse — пульс;
  • G — grimace — рефлексы;
  • A — activity — мышечный тонус;
  • R — respiratory effort — характер дыхания.

   Позднее Апгар написала письмо Баттерфилду, в котором выражала свою признательность за подобную находчивость. Она даже и не мечтала о том, чтобы вспоминали ее имя, когда проводят подобную процедуру в родильном зале, тем не менее благодаря коллегам, фамилия Апгар получила известность во всем мире.

   В дальнейшем по результатам исследований в других медицинских центрах методику Апгар стали применять повторно — для характеристики эффективности лечебных мероприятий, что в итоге привело к созданию нового стандарта — оценке на первой и пятой минутах после рождения. Сегодня персонал родильных отделений во всем мире использует именно такую методику.

   В 1859 году Апгар получила  степень магистра здравоохранения и возглавила Национальный фонд врожденных пороков.

   В 1965 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) назвала оценку по шкале Апгар обязательным компонентом помощи новорожденному.

  Вирджиния Апгар была единственным в мире Почетным членом одновременно трех Американских обществ — акушеров, анестезиологов и педиатров.  

   При этом Апгар, чье имя известно всему миру благодаря ее шкале, сама же была резким критиком метода. Главным недостатком своей шкалы она считала отсутствие объективных критериев за исключением одного (частоты сердечных сокращений), а остальные — цвет кожного покрова, возбудимость, мышечный тонус, характер дыхания — субъективны.

   Заслуги Вирджинии Апгар не ограничиваются созданием шкалы. Она инициировала программу изучения основ физиологии дыхания, циркуляции, метаболизма и терморегуляции у новорожденных. Именно Вирджиния предложила обязательную вакцинацию от краснухи. Тот, кто родился, переносит болезнь легко, но, если женщина заболевает во время беременности, инфекция губительно воздействует на плод и приводит к тяжелым врожденным патологиям…

   Несмотря на большую занятость профессор Вирджиния Апгар была увлекающейся натурой. Вне медицины ей была интересна глубоководная рыбалка, малая авиация (за штурвалом собственной авиетки она летала в самые разные места — от горных речек Шотландии до Кораллового рифа в Океании), игра в гольф, филателия. Ее коллекция марок насчитывала более 50 тысяч экземпляров. Но главной ее любовью оставалась музыка, она прекрасна играла на виолончели и скрипке. Вирджиния участвовала в трех симфонических оркестрах, один из которых был назван в ее честь.

   В 1956 году пациенткой доктора Апгар стала Каролин Хатчинс — мастер по изготовлению струнных инструментов. Женщины подружились. Вирджиния попросила подругу обучить ее этому ремеслу и вскоре достигла успехов, сама изготовила четыре инструмента: скрипку, виолончель, альт и меццо-скрипку. Струнный квартет музыкантов играл на инструментах, изготовленных ею. 

   Говорят, что однажды Вирджиния украла клиновую полочку из телефонной будки Колумбийского пресвитерианского медицинского центра, из которой впоследствии была сделана задняя панель одного из ее музыкальных инструментов. 

   Вирджиния Апгар умерла 7 августа 1974 года в Нью-Йорке.

БЛОГ

Роль личности в истории. Фотограф новорожденных в Нижнем Новгороде Надежда Кадылкина

Полезная информация

Что такое «Творческая фотосессия»?
Роль личности в истории. Фотограф новорожденных в Нижнем Новгороде Надежда Кадылкина

Обо мне

Давайте познакомимся!
Роль личности в истории. Фотограф новорожденных в Нижнем Новгороде Надежда Кадылкина

Памятка для родителей по подготовке малыша и себя к фотосессии в стиле newborn

Памятка для родителей по подготовке малыша и себя к фотосъёмке в стиле newborn